Близость с эквалайзером

15.10.2009 21:19:17

Домашний театр и мини-системы приучили понимать эквалайзер как набор предустановок, которые якобы лучше подходят для конкретного жанра музыки. Или как трех-движковый тембр (выражаясь по научному, темброблок) для самостоятельной регулировки звука.

На самом деле и по большому счету, эквалайзер – это исключительно гибкая альтернатива темброблоку и средство для компенсации особенностей комнаты прослушивания. Эквалайзер представляет собой контур регулировки уровня сигнала (амплитуды или просто громкости) по избранной звуковой частоте. Таких частот (по научному, полос) в устройстве может насчитываться от 5 до 60 (по идее, чем больше – тем точнее регулировка и тем дороже изделие). Такой эквалайзер называется графическим, поскольку график АЧХ наглядно отображает характер звука при определенном соотношении регулировок. Зачастую графический эквалайзер снабжается соответствующим индикатором – спектроанализатором полос в виде «дергающихся» столбиков по каждой частоте. Если подавать на эквалайзер стабильный звуковой тон, то столбики будут зафиксированы и позволят вам регулировать и выравнивать их для достижения более ровного и правильного «рисунка». На этом принципе построены калибровочные функции в современных ресиверах многоканального звука, когда генерируемый тон отражается от разных поверхностей в комнате и поступает на комплектный микрофон, после чего – на эквалайзер, где автоматически «выравнивается». То, что в ресиверах поручено автоматике, можно выполнять самостоятельно и отслеживать результат как по спектроанализатору, так и на слух.

Кроме названных параметров уровня регулировки (в децибелах или дБ, dB) и частоты (в герцах или Гц, Hz) эквалайзер имеет важный параметр добротности (Q), который отражает широту такой регулировки, то есть степень «захвата» соседних частот при регулировке избранной частоты. Дело в том, что, например, общая ручка баса (НЧ), тембра (ВЧ) или средних частот (СЧ) в более традиционной схеме темброблока имеет широчайшую добротность, так как она одна на весь спектр. Для эквалайзера, наоборот, чем уже добротность – тем лучше и точнее регулировка, так как иначе получается полный хаос и взаимоналожение разных регулировок, при которых вы не управляете ситуацией. Например, вы поняли, что комната «звенит» на 8 кГц и решили убрать этот движок на эквалайзере до –4 дБ (то есть, на 4 деления ниже нейтрального положения или 0 дБ). Если регулировки реализованы в эквалайзере плохо, то «основная» или избранная полоса (частота) захватит с собой соседние, которые в порядке и в регулировке не нуждаются (по вашему мнению). Вы получите «кривой» звук так или иначе, регулируй – не регулируй. Чтобы этого не происходило, изготовитель устройства подгоняет добротность под количество и «тесноту» полос на движках. В принципе, его цель - добиться идентичности «рисунка» положения движков на «морде» аппарата с соотношением столбиков на спектроанализаторе, не больше и не меньше. Разумеется, в 3-движковом эквалайзере добротность приближена к ручкам тембра. По крайней мере, теоретически.

Понять принцип соотношения всех перечисленных здесь параметров можно на примере эквалайзера, которым снабжается медиа-плеер на вашем компьютере. Выбирая широкую добротность, вы получаете эквализацию, при которой движки плавно выстраиваются в зависимости от вашей регулировки одного из них.

Очень часто искомая частота не присутствует на эквалайзере, а находится где-то между движками. Значит, вам нужен параметрический эквалайзер. Как и говорит название, он позволяет выбрать параметр самостоятельно, так как «сканирует» частоты одну за другой. Как правило, в этом случае вы платите объемом регулировок за гибкость. Вы можете выбрать какую угодно частоту, но только одну в спектре НЧ, СЧ или ВЧ. И регулировать ее уровень в пределах +/- 12 дБ (реже – 8 дБ).

Эквалайзеры могут быть комбинированными, и тогда они называются пара-графическими. Это самый удобный, дорогой и обременительный вид эквалайзера, при котором вы можете варьировать частоты в допустимых пределах и регулировать их уровень.

Эквалайзеры выпускаются отдельным блоком или реже включаются вместо традиционного тембра в предварительные усилители – то есть узлы регулирования и коммутации, которые готовят сигнал для мощностного усиления. Предварительные усилители, в свою очередь, могут представлять собой отдельный блок, сочетаться с аудио-цифровыми процессорами или выпускаться по отдельности. Раздельная конфигурация позволяет значительную пользовательскую гибкость на уровне профессиональных студийных требований. Такой эквалайзер снабжен линейными входами (Line In) и выходами (Line Out), которые подключаются к соответствующим (противоположного назначения) гнездам любого аудиокомпонента. Такое подключение называется петлей (loop) и позволяет «гонять» аналоговый сигнал через эквалайзер. Очень удобно для записи, так как вы всегда можете включить клавишу Rec (или похожую), чтобы обработать записываемый сигнал. Если это не нужно, нажимаете клавишу Bypass, то есть полное исключение блока эквалайзера из цепи. Кроме этих обязательных клавиш эквалайзер может снабжаться всем, что взбредет в голову разработчику. Включая и калибровку.

Эквалайзер – изначально аналоговое устройство, но аналоговые схемы вносят фазовые расхождения в сигнал, поскольку тот проходит разные по соотношению электрические тракты в каждой из полос отрегулированного эквалайзера. Даже если этого не происходит, то сигнал все равно замедляется по той же причине – наличию добавленной электроники. С 80-х годов эквалайзеры делаются цифровыми, когда абсолютно все процессы и отображение готового сигнала осуществляются в цифровом домене. Разумеется, в таком эквалайзере сигнал должен пройти оцифровку и затем расцифровку, но усилители последнего поколения работают полностью с цифровым сигналом и раскодирование (АЦП) происходит уже непосредственно на динамиках, вернее – на разделительных фильтрах колонок. Цифровой эквалайзер вносит в звук нечто собственное, делает его похожим на компьютерное мультимедийное аудио и по этой причине не жалуется в серьезном домашнем аудио. Кроме того, сузились области применения таких эквалайзеров. Оно (применение) стало вкусовым, так как комната нейтрализуется более корректно – задержкой сигнала на аудио-процессоре, который в том или ином виде входит в современную систему.

Еще более архаичная разновидность эквалайзера – динамический экспандер или расширитель озвучиваемого диапазона от самых тихих до самых громких неискаженных звуков. Эта функция выполнялась для улучшения сигнала кассетных ленточных магнитофонов и других «шипящих» источников. Она осуществлялась наподобие известной системы шумоподавления dbx: поднятие ВЧ-спектра на входе сигнала и опускание на выходе из блока. Здесь еще более чреваты задержки сигнала и, соответственно, фазовая асинхронность. На слух они воспринимаются как нечеткая образность и грязь. Польза заключалась в улучшении уровня (динамики) сигнала от 50 дБ до около 100 или выше дБ, что в принципе соответствует реву самолета или симфоническому крещендо. С приходом цифрового диска этот вид устройств исчез из употребления за ненадобностью, перейдя полностью в студийную сферу, где немало работы с разного вида компрессией. Тем не менее, не исключено, что этот «зверь» встретится и на вашем пути.

 


Другие статьи
ЦАП лепит музыку из воздухаЦифро-аналоговый преобразователь (DAC, ЦАП) – пожалуй, самый важный эл ...Заказная инсталляция. Мечты фанатов железа сбываютсяЕсли только вы не одержимый фанат «железа», то, скорее всего, вам неко ...
В разделе Аудиотехника
Фонокорректор Как уже говорилось в представлении предварительного усилителя, фонокор ...Что такое surround-процессорЦифровой код, с помощью которого сохраняется аудиосигнал на DVD или SA ...

Источник: http://cifrovik.ru

Ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
 
ElektraNews.ru